Русский  офицер – генерал американской армии

О единственном русском офицере за всю историю, добившегося звания генерала в армии США

Iчасть. Турчанинов Иван Васильевич   

IIчасть.Джон Бэйзил Турчин,

Часть I. Турчанинов Иван Васильевич

Многие русские люди  внесли большой вклад в становление США. И мы, и американцы тщательно собираем  имена таких людей. 

Одно из имен Иван (самое русское имя) по фамилии Турчанинов. Сегодня забытый     в отчизне России,  и полузабытый  на второй родине – Америке.

https://encrypted-tbn0.google.com/images?q=tbn:ANd9GcTdHRmzaDZ2r6RlqVTlbYYT0x2UvfVuGaomYd9hiIHPmb2sBGu2

Личность незаурядная, мечущаяся, наиинтереснейшая. Именно личность!  Неординарные поступки,  прожектерство на грани разумного, надуманный  авантюризм и вынужденный героизм,  невероятные зигзаги судьбы Турчанинова до сих пор  неоднозначны и вызывают споры. Для того что бы   аргументировано,  высказать свою точку зрения на его поступки необходимо  представить среду жизни и  иметь представления    об исторической обстановки того времени. Другого не дано и по иному нельзя, заодно познакомимся с частью истории своей Родины.

        В середине 19 века  Российская империя содержала  самую большую армию, занималась ее перевооружением, вытекающей из Крымской проигранной компании. На простой народ легли все тяготы  по огромным и, думается, непосильным расходам.   Между армией и народом пролегала пропасть.      Народ жил своими заботам: разрозненное крестьянство не представляло  общественной силы, жило мечтой о земле; дворяне считали себя служивым слоем, опорой государства, поставщиком офицерских кадров; духовенство     старалось не участвовать в светских делах; рабочий класс еще только делал первые шаги, интеллигенция   малочисленно и никакой общественной силы не представляло.

Без общественного мнения, без пригляда и без  значимого дела  армейская среда превратилось в консервативное, замкнутое, бесконтрольное  и даже паразитической образование.

Начнем с того, что  в русской армии до самой революции 1917 года  процветало рукоприкладство. Офицеры избивали   солдат  в кровь, выбивали зубы, разбивали ударом по уху барабанные перепонки, валили кулаками на землю.  Нижние чины не имели права жаловаться, защищаться, закрываться руками или даже уклонятся от побоев офицеров. И ни один наш полководец не смог изменить ( хотя некоторые и пытались)  систему зуботычин.Недовольство солдат офицерами   вылилось во время 1917 года а эпоху мщения, когда  большие массы «офицериков» были повешены или расстреляны разъяренными солдатиками. 

Русский гвардеец и офицер генерального штаба Игнатьев А.А. оставил воспоминания  о  пребывание во французской армии в командировке. Его поразили отношение между офицером и денщиком. Последний занимался  в течении дня делами командира и в пять чесов вечера  сказав «До свидания», ушел.   В русской армии денщику такие вольности  и не снились, он служил круглые сутки, выполнял любые распоряжения офицера, даже снимал с пъяного сапоги и покорно получал по морде.    Наблюдая взаимоотношения между солдатами и офицерами французской армии, Игнатьев испытывал стыд за свою армию. Если есть возможность и желание прочтите его книгу «Пятьдесят лет в строю», уверен времени не потратите зря, не пожалеете и получите удовольствие.

Известно, что без дела армия разлагается. Для  того и существуют различные виды учений, походов, марш-бросков и до. Особенно  важны учения. В них набираются опыта солдаты, командиры и генералы, отрабатывается слаженность войск, взаимодействие между родами войск, организация снабжения. Задолго до начала и накануне  первой Мировой войны в русской армии не проведено ни одного учения, кроме как показательных учений в Красном Селе.

Кроме того офицеры российской армии  презирали гражданских ничего другого не умели делать, поэтому держались полка. В лексиконе штатские  назывались презрительными словами:  шпаки, штафирки, рябчики. Еще с юнкерского училища  курсантов натравливали на  штатских и рассказывали  им бесчисленные истории как молодецки офицер натянул шляпу на уши, как потушил о нос папиросу, побил штатского  ни за что ни про что и ему за это ничего не было.

Образованность русского офицера оставляла желать лучшего. В  России было около двадцати кадетских корпусов, отличающихся друг от друга не только цветом оклада (зеленый, белый, синий, красный и т.д.),  но и старшинством.  Корпуса комплектовались по преимуществу сыновьями офицеров дворян, но так как личное и даже потомственное   дворянство приобреталось на государственной службе легко, то кастовых характер корпуса потеряли и резко отличались от привилегированных заведений, вроде Пажеского корпуса, Александровского лицея, Катковского лицея в Москве и др.  Большинство кадет поступало в первый класс в возрасте девяти-десяти лет по конкурсному экзамену, и почти все принимались на казенный счет.  Причем преимущество отдавалось сыновьям военных. Дети состоятельных родителей были в кадетских корпусах на перечет.  Корпуса  имели одинаковую численность: около 600 воспитанников, разбитых  в административном отношении на пять рот, из которых 1-я рота считалась строевой и состояла из кадет двух старших классов. В учебном отношении корпус состоял из семи классов, большинство из которых имело по два и три параллельных отделения. Оценка знаний делалась по двенадцатибалльной системе, которая являлась номинальной, так как полный балл ставился только по закону божьему, неудовлетворительным баллом считалось 4-5.  Корпуса имели общую программу и единое руководство.  Из лучших корпусов (Киевский и Псковский)  некоторые кадеты поступали в высшие технические заведения, такие как Горный, Технологический и др., куда  был огромный конкурс и особенно срезались абитуриенты  на математике.

 Самым старинным был 1-й Петербургский кадетский корпус, славившийся военной выправкой. Кстати, Полтавский  славился легкомысленностью и ленцой, Тифлисский – кавказскими князьями, Киевский, хорошей успеваемостью.  В кадетских корпусах процветало  издевательство старших над младшими, мздомство и проч. Правда, не в массовом масштабе, пойманные и уличенные наказывались

Вот в какую сферу с раннего детства окунулся наш герой Турчанинов   успешно  сдав экзамены  в лучший  Первый корпус в Петербурге.  Там он испытал  все неуставные отношения  между воспитанниками кадетами. Помогало казацкое воспитание и природные умственные незаурядные данные.   После кадетского корпуса  его воспитанники распределялись без вступительных экзаменов по военным училищам. Все  первые  выпускники шли  обычно в одно из двух артиллеристских училищ в Петербурге и инженерной училище. Следующие разбирались по старшинству баллов столичными училищами, а самые слабые шли в провинциальные пехотные и кавалерийские училища.  Турчанинов поступил в престижное Михайловское артиллерийское  училище  Петербурга и, следовательно, в выпуске занимал высокое место. 

Абсолютное большинство сухопутных офицеров, на этом свое образование заканчивало. Высших учебных заведений  военного профиля в стране не  существовало,  просвещенность в офицерской среде популярностью не пользовалось. Правда, с помощью французского генерала Жомини,  в Петербурге  основалась и  функционировала Академия Генерального штаба, но  ее выпускники считались  карьеристами и ловчилами.   Счастливчиков носящих на груди значок Академии называли презрительно «фазанами» или  «моментами». Сие  словцо прикрепилось по причине его частого употребления последними  «выбрать момент», «поймать момент»,  «определить момент и пойти в атаку».  В то же время, во время учений, походов  к офицерам Генерального штаба прибегали как к палочкам-выручалочкам. Именно они могли  грамотно расписать направления и пути движения колон, время и порядок выступления, рассчитать скорость передвижения, размещения пунктов питания, необходимое количество транспорта, грамотно приготовить и вовремя разослать приказы.  Поступить в Академию было  невероятно сложно. Масса офицеров заштатных гарнизонов (Туркестана, Кавказа. Малороссии), где процветало пьянство,  картежные игры, видело для себя  единственную возможность выйти из порочного круга и продвижения по службе в окончании Академии.  Некоторые годами готовились к вступительным экзаменам: штудировали уставы,  знакомились с географией, изучали математику, зубрили иностранные языки.  Капитаны и майоры из   глухих гарнизонах,  провалившие экзамен или не прошедшие по  огромному конкурсу нередко заканчивали жизнь самоубийством.

Офицерство общественной жизнью не интересовалось и ее не знала. Выступления народа в 1905 году многих  повергли в шок.

В самой армии росло недовольство и раздражение укоренившимися порядками: обычные офицеры не любили (мягко говоря)  гвардейских, поручики  жаловались на маленькую заработную плату и завидовали старшим  коллегам,

И закончим  информацией о том, что некоторые думающие офицеры приходили к мысли о том, что армия в таком виде России не нужна. Великий писатель А.Куприн много послуживший в гарнизонах, изучивший до мелочей быт  военнослужащих, делает вывод неожиданный вывод.   Во все времена, при нападении на страну на защиту встает гражданское население. Армия беспомощна. И не только в  России.  «Но вот,  например, североамериканская война или вот то же освобождение Италии, а при Наполеоне –гверильясы… и еще шуаны во время революции… Дрались же когда приходила необходимость! Простые землепашцы, пастухи… (Поединок. Подпоручик Ромашов).

Действительно,  в Отечественную войну  812 года армия не выиграла ни одного сражения и только когда поднялась дубина народной войны  «злодей» покинул Москву. В 904 году  кадровая армия, без поддержки мирного населения,  разбита в Маньчжурии,   сдала Порт-Артур,   флот героически и бесславно  разгромлен    Цусимском  проливе. В Первую Мировую армия  две армии потерпели сокрушительной поражение в Восточной Пруссии. От себя добавим, что и в советское время  Красная Армия  наследовала ту же болезнь -   оступать и полагаться на помощь гражданского населения. В ВОВ кадровые военные проиграли ( слово проиграли решительно не подходит преступно положили) начало и только когда наладили  посылку пушечного мяса из гражданского населения,  когда поднялось партизанское движение, народное ополчение, тогда и   забуксовало победное шествие верхмата. 

Еще раз повторяем, что мы дали объективную насколько можно картину,  не для того что бы очернить  кадровую армию, а с целью, объяснения поступков  Турчанинова.   Молодой офицер Ваня ии рискнул после  училища подать документы Академию.  

 В экзаменационных классах все были в равных условиях-   юные корнеты и лысеющие штабс-капитаны, аристократы и  простолюдины, гвардейцы и пехотинцы. 

Попробуйте  проверить себя и  представить что Вы на вступительных экзаменах.    Попытайтесь ответить  сходу на следующие вопросы:   

В каком регионе России живет больше всего женщин?

 Правильный ответ: где самая большая численность населения, там, соответственно и большее количество  проживающих женского пола.   В свое время проверялось умение логически мыслить.

Какой соли больше, каменной или поваренной?

В литературе чаще  упоминается каменная соль, следовательно, ее и больше.  Таким вопросом определяется начитанность.

Назовите пристани на реке Прут?

Ответ  говорил о  знании   географии.

Такие вопросы в позапрошлом веке задавались поступающим в Академию Императорского штаба.

 Ивану удалось с первого раза преодолеть барьер вступительных экзаменов, успешно прозаниматься и закончить Академию в числе лучших выпускников с малой серебряной медалью.    Оставалось сделать успешную карьеру. И он  не упускает шанса. Иван Васильевич  довольно быстро продвигается по служебной лестнице и достигает поста начальника штаба корпуса в «горячей точке» - Польше.

https://encrypted-tbn3.google.com/images?q=tbn:ANd9GcRMVBKO3s0sB7KbDav262f9m5aVGlGuPZnJ-_6wtuN-d1uOf2dRLw

 

 Начальник штаба корпуса того времени уже очень высокая должность.  Масса  известных военных не   достигали  до этой вершины. Начальник штаба  крупного военного подразделения являлся его полновластным хозяином. В  его подчинении находятся командиры дивизий в звании генерала.    «Хозяйна» корпуса знали по имени и отчеству не только военный министр, но и сам император.   На западном форпосте Российской империи, Польше, сосредотачивались наиболее  укомплектованные, обученные, боеспособные военные части.   Здесь офицеры   проявляли себя, набирались опыта, получали     назначение с повышением в другие округа, а если повезет то и в Санкт-Петербург.  Достаточно сказать о том, что в свое время А. В.Суворов   обратил на себя внимание,  проходя службу  в Польше.  Перед Турчаниновым  открылись самые заманчивые перспективы. Молодому полковнику со знанием и опытом, светил перевод в  столицу, в Гвардию, присвоение придворного чина. 

   Мы подходим к одному из загадочных эпизодов жизни нашего героя. Турчанинов ни с того ни с сего     просит отставку!    Но ни с того ни с сего ничего не бывает. Причина обязательно должна быть. Масса исследователей приписывает поступок неуравновешенному  характеру,  преуспевающего офицера. Может быть. Однако, на наш взгляд   более точный ответ можно найти в дальнейшем поступке.  Турчанинов   отправляется в Новый Свет и не один, а с женой!  То есть надолго или навсегда. Тогда из Европы в Америку   отправлялись за хорошей жизнью  итальянцы, ирландцы, немцы, поляки.  Аиз России, почти самой бедной страны старого Света, уезжали единицы. Вопрос почему?    Иван Турчанинов  один из них.    Не менее важен факт, что во время переезда в Англии Турчанинов находит  Герцена, знакомится, много с ним дискутирует, во время которых, оба начинают симпатизировать друг другу. Связь не прерывается  и,  в, последствии,  завязывается переписка между русским американцем и русским англичанином, если  можно так назвать  автора «Колокола». 

Следовательно, можно достоверно утверждать о том, что Иван Васильевич принадлежал к небольшой  группе русского офицерства, которые знали больше других.  Во- первых,   отважился все бросить и отправится в неизвестное будущее.    Значит его  манила свобода, демократия и очертели: чинопочитание, бесправие солдат, пьянство офицеров, бесконечные сплетни. Во вторых, встреча с Герценом, показывает, что он знал о существовании   первого русского демократа и читал его  работы.

                                        Кислан Леонид