Роль США в создании бомбардировочной авиации

                                                                                                                    Кислан Леонид

О том, как благодаря американцам СССР после Второй Мировой войны создал  новейшие бомбардировщики и  передовые отрасли  промышленности –электронную, навигационную, радарную. А также о том, как самим американцам пришлось от этого не сладко.

Вторая мировая война втянула в горнило пожара многие государства и создавала между ними   сложные  взаимоотношения.   Наиболее запутанные и невнятные международные отношения  сложились у СССР.  Например, в Европе  СССР и США воевали вместе против общего врага Германии.Однако союзного договора между СССР и США (как между СССР и Великобританией) подписано не было. Для нас это было в порядке вещей, а для И. Сталина выгодно.  На бумаге не зафиксировано, а цена устным договоренностям известна. Как  выразился один руководитель: « Я хозяин своего слова. Я его дал, я могу его взять обратно». Отсутствие зафиксированных  договоренностей на бумаге  сильно  затрудняло  оказание помощи   нашим союзникам. Кстати,    СССР и США  стали  союзниками на основе международного документа - Декларации Объединённых Наций от 1 января 1942 года. Позже 23 июня 1942 года было подписано советско-американское соглашение о поставках военных технологий.   Более сложная  конструкция   сложилась  на   Востоке. Здесь Япония       билась на два фронта, с одной стороны вела боевые действия на территории Китая и масштаб вовлеченных войск, жертв и зверств японцев против китайцев не уступал  фашистам на русско-немецком фронте, с другой стороны, схватилась в смертельной схватке с США, нашим союзником.    СССР обязан был оказывать американцам хоть какую ни будь посильную помощь.  Вместо этого СССР  поддерживал нейтралитет с Японией и обязался передавать   американских военнослужащих японской стороне.    Рузвельт разводил  руками. Ведь  ни при каких обстоятельствах Япония не могла объявить войну третьей стороне, то есть СССР, не самоубийцы же они.  Особенная  нелепая позиция    просматривалась  в   авиации. Американские бомбардировщики долетали до территории Японии, сбрасывали бомбы, а обратно вернуться не хватало горючего  и   летчикам, зачастую приходилось искать   поле посадки на территории Китая или Кореи и попадать в плен к японцам.   Казалось, рядом аэродромы союзника, приземляйся, встретят радушно. Ан нет,  у союзника  то же плен.  

Президент попросил  у И. Сталина разрешения  подготовить несколько аэродромов на  территории СССР. Причем все работы и расходы американцы брали на себя.  Вывод Японии из театра военных действий соответствовал интересам и США и СССР.  Просьба логичная. Но это И. Сталин отказал, похоже американцев он боялся не меньше фашистов.  Из двух зол выбирают меньшее.  В плену у русских  сеть шанс избежать  пыток и расстрела – союзники все же. И командирам кораблей В-29, было предписано, в случае получения повреждений от средств ПВО или истребителей противника и невозможности возвращения на свои базы,   произвести вынужденную посадку на ближайшем советском аэродроме.

Дальнейшее повествование требует отвлечения.

Отсталость СССР в самолетостроении  ощущалась особенно остро и особенно в первые месяцы войны.  Самолеты «кукурузники» (По-2) были деревянными с невысокой скоростью, истребители «ишак» (И-16) и «Чайка» а также бомбардировщик ДБ были из фанеры. Последних обгоняли даже немецкие бомбардировщики. Немецкие асы  надсмехались:- «Рус-фанер, с какого захода вас сбивать», чем и  объясняется полное превосходство  асов Геринга  в небе в первые полтора года войны.     СССР катастрофически  ощущал  нехватку  тяжелых  бомбардировщиках. Мы могли собрать эскадрилью, другую, но не более. Потерю  даже  одного тяжелого бомбардировщика восполнить тяжело.

 Американцам перед войной удалось отснастить свои вооруженные силы лучшими самолетами   Второй Мировой войны. Один из них суперсовременный,  четырехмоторный(!)В-29 «Сверхкрепость».   Он был оборудован радиэлектронникой, дальномерами, радарами, прицелами для бомбометания,  защитным вооружением с дистанционным управлением,  системой  централизованного управления огнем и оснащенным полностью герметизированными кабинами для членов экипажа.Экипаж самолета варьировался от 10 до 14 человек, но обычно он состоял из 12 человек - двух пилотов, штурмана, бомбардира, бортинженера, радиооператора, оператора РЛС и пяти стрелков.

 

 

Фото. B-29 «Суперфортресс» (англ. Superfortress — «Сверхкрепость»)

 Это был не просто самолет, а  сокровищница вобравшая последние достижения науки, техники и технологии. Естественно, разведки  воюющих стран начали охоту за В-29. Немцам удалось завладеть несколькими машинами. Однако, ситуация уже складывалась катастрофическая, и все, что они успели сделать,  это перекрасить звезды на кресты и использовать в боевых действиях.

Нашим удалось гораздо большее.  Всего  четыре машины  перелетели границу СССР. Одна машина разбилась, а трем поочередно  удалось совершить вынужденную посадку во Владивостоке.  Летчиков интернировали и увезли в Ташкент в специальный лагерь, затем устроили им побег. Один из летчиков рассказал, как происходило  знакомство с русскими  порядками: -« …мы ждали.  В ушах звенела тишина.  Ждали долго. Затем раздался грохот сапог. В кабину ворвались люди, скрутили руки и поволокли  по проходу. Мы ничего не успели с собой  взять. У меня  за спиной висел фотоаппарат,  он так и остался висеть…».   Нарком военно-морского флота СССР, адмирал Н. Г. Кузнецов приказал организовать изучение самолётов В-29. В этой связи, на Дальний Восток был направлен заместитель начальника лётной инспекции ВВС ВМФ подполковник С. Б. Рейдэль, который работал ранее испытателем в Отдельном морском отряде Научно-испытательного института ВВС (ОМО НИИ ВВС), а затем в НИИ ВВС военно-морского флота в Севастополе. С. Б. Рейдель освоил много типов самолётов, владел английским языком. Поскольку  на ТОФ в то время не было пилотов, знакомых с американскими машинами (ленд-лизовские самолёты направлялись прямо на фронт), с Черноморского флота откомандировали ещё двух пилотов, летавших на американских А-20, один из них В. П. Марунов. Из состава ВВС ТОФ — инженеров А. Ф. Чернова и М. М. Круглова.  Естественно,  всех командировочных  «Сверхкрепости» поразили. И потому после   войны машины перевезли в Москву и один из них, разобрали до последнего винтика. Другие  разбирать не стали, на всякий случай подстраховались. Затем собрали   ведущих конструкторов и предложили:

-Кто  добровольно согласиться сделать точную копию?

 Что увидели  человеческие глаза трудно представить. Попробуйте разобрать небольшое авто в гараже. Уверяю, место не хватит, сам пробовал.  А тут гигантский самолет.   Горы железа, бесконечные стеллажи деталей, непонятные приборы, заполонили все видимое пространство.   И потому все благоразумно  отказались.  Кроме молодого конструктора Туполева. 

Рассказывать о всех деталях кропотливой работы не входит в нашу задачу. Масса людей, исследовала  каждую деталь, каждый болтик, каждую гаечку. Около  400 заводов СССР  привлечено к выполнению секретной работы.   Туполев дал указание  помощникам, никакой  самодеятельности.  Делать один к одному. Если в детали дырка, то и в копии то же должна быть точно такая дырка, если выпуклость, то  «не мудрствуя лукаво»,  скопировать  и ее, с точностью до миллиметра. Зная  склонность наших «левшей» к «совершенствованию»  и нежелание «ловить миллиметры» и, пока никто не видит,  «ловить на глазок» Туполев    снарядил специальных наблюдателей.   И это  было гениальным его решением.  Скрупулезная работа давала плоды, почти все детали, которые можно было воспроизвести   скопировали с  мельчайшими подробностями.  Вспомним забытый  в салоне фотоаппарат.  Его так же разобрали и  то же воспроизвели. А когда определили, что этот предмет не имеет отношению к самолету, то   махнули рукой, ну не  разрушать же налаженное дело.  Так, совершенно случайно, советские люди получили возможность пользоваться новым товаром народного потребления. Фотоаппарат ФЭД ценился высоко.   Первый самолет собрали на Казанском авиазаводе в 1947 году.    Волновались, переживали и, по настоящему, радовались первому взлету. Да! Взлетел.   Не откажем себе в удовольствии и отметим,  Туполеву «со товарищи»   удалось выполнить чрезвычайно сложнейшую задачу.  А  СССР  разом  совершил  качественный скачек: в новейших технологиях, в наукоемких отраслях и в высокоэффективной бомбардировочной авиации.   

 Американцы  помнили о своих самолетах и гадали   летают ли русские на В-29 или  выбросили на свалку.  Во времена «холодной» войны,  главные новинки техники СССР показывал на Параде Победы. На очередном параде,  американские  атташе внимательно вглядывались в небо. Вот показались тяжелые бомбардировщики. И хотя, на  фюзеляжах сияли красные звезды,   силуэты,  гул,   количество моторов, все указывало – наши! Принялись считать: один, два, три… четыре,  а  приземлилось во Владивостоке только три.  Откуда взялся четвертый? Вывод,  русские  не только освоили самолет, но и воспроизвели копию.      С американской стороны не последовало обвинений в  производстве нелицензированной продукции (так же как с тракторами, помните), обид, нот протеста, дипломатических демаршей или насмешек. Ничего этого американцы себе не позволили. И на этом спасибо.

  Парад  Победы  ознаменовал   появление  не только  стратегической авиации СССР, но    и «взлет» молодого конструктора Туполева:  он пополнил ряды любимчиков генералиссимуса,  получил награды, звание генерала, денежную  выплату и  Сталинскую премию.   Долгожданный бомбардировщик  «хозяин»   распорядился назвать Ту -4 ( четвертый самолет).  Ту -4 мог нести атомную бомбу и он же участвовал в первых испытаниях. К сожалению, Ту- 4 не мог долететь до Америки. Наши вожди попереживали, погоревали   и приказали…   в Ледовитом океане, на льдинах  соорудить аэродромы и  готовится бомбить США.  Да! Не позавидуешь тем, кому пришлось выполнять  задание Партии и Правительства. Условия ужасные: холод, лед, метели, полугодовая тьма, круглосуточное подержание аэродромов в пригодном состоянии, переохлаждение,  авитаминоз. Холодная война  для  всех обитателей аэродромов в буквальном смысле стала    холодной.  Кстати, для охраны аэродромов завезли даже танки, Правда фанерные, но американцы же не знали.

 

Другая и не менее занятная история случилась с американским самолетом  B-17 «Летающая крепость».

Продолжение следует